Идет загрузка...

Быстрый поиск

1. Категория
2. Цена
От:
до:
3. Округ (обновить)
Детальный поиск
Назад

Новости Литвы и ЕС

2014-01-08Литовцы не хотят работать за минимальную зарплату...
Именно так можно охарактеризовать сложившуюся в стране ситуацию - при наличии официальных 240 000  свободных рабочих мест на начало года в Литве зарегистрировано 203 500 безработных, т.е. это порядка 11% всех жителей трудоспособного возраста...Наибольшее количество предложений работы было отмечено преимущественно на предприятиях общепита, в сфере обслуживания, розничной торговли и транспорта.

Биржей труда за прошлый год было отмечено, что наибольше всего шансов на нормальное трудоустройство было у таких специалистов как повра, водители, архитекторы, проектировщики дорог и городов, менеджеров по продажам.

Почему же на сегодняшний день в стране  вопрос трудоустройства остается острым для многих граждан? Возможно потому, что многие отказываются работать за 1000 литов в месяц (что составляет примерно 300 евро). Т.к. в случае тех, кому могут быть предоставлены какие либо пособия и льготы - они получат, конечно, меньше минимальной заработной платы, но... будут располагать уймой свободного времени.

На медне очень остро обсуждался среди литовских политиков спор о необходимости повысить минимальную заработную плату до полутора тысяч литов. Пока министр финансов Литвы отказывается даже рассматривать данный вопрос, поясняя, что на данном этапе это не возможно.

Но мы хотим отметить, что повышение минимальной заработной платы в стране может "спасти" только бюджетников. Т.е. реально ощутить улучшения в случае повышения заработных плат смогут только работники государственных служб. Весь остальной спектр деятельности, который преимущественно в стране принадлежит частникам, не сможет каким либо образом повышать зарплаты или предлагать более достойную оплату труда, если только прибыль предприятия будет колебаться в прежних пределах...

Таким образом, если посмотреть на реальную практику, то в малых и средних городах средняя предлагаемая заработная плата от частных предприятий не превышала и двух тысяч литов, а зачастую она составляла минимальную зарплату. На бумаге уж точно...

В столице, возможно, дела обстоят несколько иначе.
Будучи свидетелями семейного разговора слышали как глава семейства возмущался, что " ... да не пойду я работать за 3000 литов в месяц...."

Мы, конечно, беспорно согласимся, что для нормального проживания в Литве необходимо, что бы хотя бы один из членов семьи зарабатывал не менее 3500 литов ( т.е. порядка 1000 евро) в месяц. Или что бы подобный бюджет приходился на семью (максимум из трех человек) в целом ( т.е. две месячные зарплаты не менее 1700 литов на руки).

Для достойного существования в этой стране семейству, в принципе, достаточно бюджета из 5000 литов в месяц. Даже с учетом выплаты каких либо кредитов.

А если учитывать желание  семьи иметь возможность путешествовать или собирать на новый автомобиль или новое жилье, или строить что либо ( дом, усадьбу или прочее), то в среднем, конечно, необходимо иметь доход от 7000 литов и более. Т.е. порядка 3000 евро в месяц семье будет достаточно, что бы жить в Литве хорошо и иметь возможность планировать в свободном полете не только отпуск, но и перспективы ближайшего будущего.

По этому, не удивительно, что народ не охотно соглашается на минимальную заработную плату.

Однако, стоит и критично обратиться к тем, кто заявляет, что работы в Литве нет и жить не на что...  Это совершенно не так и факты, статистика это еще раз доказывают, что и имеющий простую специальность и даже не имеющий ее вовсе может найти себе хотя бы минимальный доход.
Другое дело, что пока нет возможности получить то, чего ты хочешь... И уж конечно же, семей у  которых общий месячный доход составляет порядка 10 000 литов, в Литве пока меньшинство.

Причиной отсутствия возможности выплачивать более высокую зарплату или нормальную "белую" зарплату является весьма не маленький налог, который в совокупности ( социальное страхование, подоходный налог и пенсионный фонд) составляет 54,98% от получаемой на руки заработной платы.

Т.е. к примеру, если работодатель собрался выплатить на руки работнику 1000 литов, то 549,8 литов он должен будет перечислить налоговым органам, соответственно учесть в своем бюджете 1000 + 549,8 литов. Если же 1000 литов работодатель начисляет по бумагам, то из них работник получит 830 литов, а  309,8 литов ( почти 90 евро) необходимо будет учесть работодателю в бюджете для переведения налогов.

Таким образом, если, допустим, общие расходы предприятия по выплате минимальной заработной платы составят порядка 380 евро, то это будет означать, что на руки человек получает всего лишь порядка 240.

А теперь представьте, что кто-то решил начислить официально 5000 литов? - Это будет означать, что за получающего официально работника заработную плату в таком размере на руки, предприятию необходимо заплатить минимум 2650 литов налогов. Т.е. по сути белая зарплата, которая в расходах у работодателя составит более 7000 литов в реальности будет к получению работником не более пяти.

Существуют, конечно, и не облагаемые налогом минимумы, и льготы на детей у гражадн Литвы. Так, к примеру 470 литов это тот минимум с которого не уплачивается 15% подоходного налога. А если в семье есть несовершеннолетние дети, то к 470 плюсуется еще  50 литов за первого ребенка и плюс 100 за каждого последующего.

Например, если работнику (гражданину или резиденту Литвы) с двумя детьми начислено к получению 1000 литов, то подоходный налог в размере 15%  будет высчитан только от 380 литов  и будет составлять 57 литов (470+50+100 = 620. 1000-620=380. 380 х 15 % = 57). Для сравнения - иностранец, работающий в Литве, к примеру, заплатил бы от 1000 литов  показанных на бумаге подоходный налог в размере 150 литов. Как мы видим на примере - некоторая программа лояльности есть, но она не очень сильно спасает положение, т.е. процент общего налога по заработной плате за счет этого уменьшится разве что до 53%.

Если более детально вникать в размеры отчислений, то для тех кому интересно, разберем на конкретном примере :

Допустим, мы своему работнику начислили по бухгалтерии минимальную заработную плату - 1000 литов в месяц.

Из этой тысячи, отправившись в бухгалтерию на руки он получит 830.5 литов (ну или такую сумму он получит на карточку), т.к. от его прибыли вычитаются 15% подоходного налога и 9%  страховой взнос ( из которых 3% социальное страхование и 6% больничные кассы). Т.е. 90+79,5= 169,5. 1000 -169,5 = 830,5.
Если, конечно, у данного гражданина есть дети, то будет применяться льгота по подоходному налогу, и в зависимости от количества детей сумма будет не много пересчитана (как приводили пример выше).
И 30,98% дополнительно должен будет перечислить работадатель за SODRA, т.е. пенсионный фонд.
В Итоге, что бы по документам работник получал 1000 литов, мы должны расчитывать на каждого такого в бюджете предприятия 1309,8 литов. Из которых чистый заработок работника  будет 830,5 литов; 309,5 литов будут учтены как расходы предприятия, а 169,5 литов уже расходами предприятия не являются ( по сути это расходы по уплате налога уже от наемного работника), но уплачиваются юридическим лицом сразу, работник на руки получает только оставшийся заработок ( т.е. 830 литов).

Что бы назначить работнику заработную плату ниже установленного государством минимума ( т.е. меньше 1000 литов) мы уже должны заключить с ним договор не на полный рабочий день, а на половину рабочего дня или почасовую работу.

А теперь представьте себе, что государство решило поднять уровень минимальной заработной платы в Литве (как требуют на данном этапе от министрества финансов представители некоторых партий) до 1500 литов!!! Понятное дело порадуются бюджетники. Но, обратите внимание, что 80% работодателей в Литве это частные предприятия. Что тогда произойдет? Мелкие предприятия уйдут опять в тень, опять начнется эпопея с липовой почасовой работой и зарплатами в конвертах. А, что делать крупным предприятиям? Сократить работников до половины ставки и приостановить производство, сократив время работы? Или хоть из пальца высоси ему эти 1500 литов??? А ведь бюджет по зарплатам зависит от прибыли предприятия. Если, извините, у меня не получилось сформировать прибыль в достойном размере, то каким образом я смогу повысить зарплаты???? Скажите кто и как часто задумывеатся об этом? Ведь многие наемники думают, что владелец юридического лица уже имеет прибыль только от того, что у него есть это юридическое лицо...
Такая постановка вопроса озанчает, что многие могут вообще уйти с рынка, другие попросту сократят работников.

По статистике за прошлый год рекордсменом по безработице в Литве стал Игналинский район, а из крупных городов - Паневежис. Самый минимальный процент безработных отмечен в Неринге. Данный факт можно объяснить  ближайшим расположением крупного промышленного города Клаипеда.Не плохо обстоят дела и в столице - по Вильнюсу было отмечено 7,8% безработных за прошедший год.

Стоит отметить и тот факт, что бесплатным медецинским обслуживанием в Литве могут пользоваться только уплачивающие страховые взносы граждане, пенсионеры и дети. Это означает, что если ты нигде не трудоустроен и не уплачиваешь налоги в Литве, не стоишь на учете в бирже труда, то в случае необходимости получения медицинской помощи обязан будешь оплатить предоставленные тебе услуги по полному 100% тарифу. Сейчас прайс листы развешены в медицинских учреждениях везде, и расценки там весьма не дешевые.
Конечно, это не означает, что к бомжу или тунеядцу или обычной домохозяйке не приедет скорая помощь и не окажет первой помощи... Но при необходимой госпитализации такой гражданин может столкнуться с реальной проблемой.

К теме можно так же добавить тот факт, что Литовская Республика сейчас на данном этапе практически никак не поддерживает и не стимулирует рождаемость в стране. Т.к. будущие и состоявшиеся мамочки могут расчитывать только на страховку по временной потере трудоспособности и оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 2х лет.
А если быть точнее, то данная программа выглядит к началу 2014 года так - уходящая в декрет мамочка получит страховку за три не трудоспособных месяца в размере 100% от  среднего значения  месячной заработной платы, начисленной ей в течении последних 12 месяцев, но эти 12 месяцев считаются назад от даты декрета. Т.е. берутся зарплаты числом за год от числа подачи заявления, суммируются, делятся на количество месяцев. Потом от этой средней суммы отнимается 15% подоходного налога и остаток умноженный на три выплачивается в течении пары недель от момента подачи заявления.
Отпуск по уходу за ребенком оформляется после родов. Выплаты по нему начисляются  по среднему показателю заработной платы начисленной и высчитанной за последние 12 месяцев уже от даты родов. Так же отнимается 15% подоходного налога от суммы заработной платы, если, конечно, она  превышат не облагаемый налогом минимум т.е. 470 литов. Выплаты будут начисляться ежемесячно в течении года, или можно разбить (рястянуть) общую годовую сумму на два года.
Ранее до 2010 года страховые выплаты в данном случае начислялись по показателям заработной платы всего за три месяца до подачи заявления. И выплаты по уходу за ребенком давали первый год в размере 100% заработной платы, а на второй 80%.  Многие весьма успешно пользовались ситуацией, оперативно трудоустраиваясь, или повышая зарплату-  проплачивали содру всего за 4-6 месяцев, и имели возможность получать потом выплаты в течении двух лет. Сейчас же такой фокус провернуть без шансов, по этому если мамочка трудоустроилась не так давно, или не успела трудоустроиться вообще до родов, то никаких пособий и никаких выплат она получать не будет. Если зарплата у роженицы была четверть или пол ставки, то столько же она будет получать ежемесячно ровно год и не более. Второй год пожалуйста отпуск за свой счет... Семьям у которых общий доход не превысит уровень минимальной зраплаты самоуправление выдаст по рождению ребенка единоразовое пособие, которое в сумме не превысит и 1000 литов. Остальных каких либо поощрений или пособий за рождение детей Литовская Республика не выплачивает.

По этой причине конечно же можно понять простое население Литвы. Если молодая девушка выходит замуж и рожает ребеночка, то по сути содержание семьи полностью ложится на плечи молодого супруга. Если этот супруг зарабатывает 1500 - 1700 литов в месяц - это конечно же семья на грани нищеты.  Или же в декрет может пойти папа, а молодая мама оставив малыша должна будет отправиться на поиски работы. Это одна из причин по которой молодые девушки отказываются рожать в 19-20 лет, устремляясь к каръере. А определившись хортя бы с трудоустройством к 26 -29 годам вроде как возможностей для содержания семьи больше, а вот как практика показывает здоровья для вынашивания благополучного ребеночка уже куда меньше, да и по мимо всего отрыв от деятельности на период ухода за ребенком так или иначе влияет на ту самую желанную каръеру. Вот и получается, что либо население стареет, отказывается рожать детей, либо когда хочет, то уже не может.

Но даже это не причина вслепую продвигать законы о повышении государством уровня минимальных заработных плат. Потому, что хорошо сидеть у государственной "кормушки", получая зарплату из бюджета и рассуждать о том, что вот мы сейчас поменяем закон и жить простым людям станет легче, нести ахинею по поводу того, что минималка должна быть на уровне средней заработной платы (например, цитируем : ".. Ранее как премьер Альгирдас Буткявичюс, так и министр финансов Римантас Шаджюс говорили, что минималка должна быть связана со средней зарплатой..."
публикация в Delfi ). Хотя может быть Буткявичюс и  Шаджюс по щедрости душевной собирались выплачивать их из своего кармана?????
Перед тем как рассуждать на такие темы нужно думать откуда и кто будет выплачивать эти деньги??? А то выходит парламентарии как Робен Гуды - у "богатых" отберем бедным раздадим. А то, что такой ситуацией может быть вызван высокий уровень безработицы - никто не задумывается. Одни станут жить чуть лучше, другие упадут в долговую яму вообще оставшись без работы. Если у меня предприятие не набирает должной прибыли я просто уволю двух работников, повышу зарплату третьему  и четвертому и распределю между ними обязанности двух ушедших. И поверьте мне они согласятся, а если нет, то уйдут все 4, а на их место придут два тех кто будет согласен на упомянутые условия, и такие найдутся.

В прошлом году минимальную заработную плату подняли до показателя 1000 литов ( с 800). И в этом безусловно есть зерно разума, т.к. Те кто по бумаге работали за 800 литов на руки теоритически должны были получать 680. И этот факт явно настораживал, т.к. комунальные платежи в сезон составляют порядка 350-600 литов... Это озанчало, что либо предприятия тотально врут, скрывая налоги и выплачивая деньги в конвертах, либо страна нищенствует. Поднятием уровня минималки удалось несколько вывести зарплатный вопрос из тени. И это правильное решение. Но на данном этапе поднять эту отметку до 1500 литов действительно не реально. Мы с этим согласимся полностью. Точно так же рассуждают и литовские экономисты.
А если уж говорить об экономике, то либо сразу надо было поднимать уровень до 1100 литов. Либо на данном этапе рассматривать этот вопрос в рамках " не более 1200" и ставить точку. Получилось бы не вашим ни нашим. Предприниматели скрепя зубами бы согласились, а простому люду все ж было бы легче.

Так нет же, Граужинене ( спикер ЛР), как публикует Delfi, утверждает, что  "...жителям Литвы неинтересны и не понятны тирады, перегруженные экономическими терминами, поэтому она не намерена объяснять, для чего в Литве нужно повышать минималку, тем более, что это можно сделать..." Прямо добрая фея, особенно на кануне выборов... И по видимому эту самую фею не интересует вопрос экономики, которая завязана на литовских производителях, предпринимателях и частном бизнесе. Не интересует вопрос возможного сокращения рабочих мест и не интересует вопрос о прибыльности предприятий работодателей. А если некоторые политики думают, что зарплаты это только из бюджета Литвы, то пусть улучшают уровень жизни простого населения пособием на детей и возвращением урезанных пенсий. А то еврейским семьям компенсации выплачивать нашли в литовском бюджете деньги, а по отношению к литовцам продолжают совершать геноцид - молодые мамы без пособий, а повышение зарплат населению за счет предпринимателей, которых и так удавили налогами. Экономику Литвы за счет чьих то глупых обещаний осталось только добить. У одних забрать, кто смог заработать - между другими поделить. Где то это уже было в истории, вам не кажется...????

Что ж, зарплаты работников сейма тоже отнюдь не самые желанные. По данным опубликованным 9 января в delfi - красиве 10 000 литов на бумаге обеспечивают всего лишь порядка 6600 литов на руки. Это менее двух тысяч евро. Не серъезно, конечно. Для такой ответственной работы это мало. Жить нормально за такие деньги можно, но всегда будет хотеться лучшего. Вот они и думают не о социально-экономических вопросах, а о том как бы еще подзаработать...

Другое дело парламентарии в Европарламенте - после уплаты всех на логов имеют возможность получать на руки порядка 6000 евро, плюс содержание рабочих вопросов (перелеты, канцелярия, содержание помощников) и порядка 300 евро за каждое участие в заседаниях.


Мы за то, что бы работники сейма в Литве тоже получали бы не менее 5000 - 6000 евро на руки, но имели бы ответственность за принимаемые и введенные законы...
Мы за то, что бы уровень обычного населения поднимался в Литве, а средняя заработная плата работника по найму была бы хотя бы 1000 - 1500 евро.
Мы за то, что бы была возможность у предпринимателей выплачивать эти 1000 евро официально с уплатой всех налогов.
Но мы так же за то, что бы все вышеперечисленные вопросы решать путем рационального мышления, и поиском оптимальных решений для роста экономики Литвы, а не эмоциями и глупыми агитациями. По этому, каждый житель этой страны, как впрочем и любой другой, обязан задумываться над тем -  что такое бюджет страны? как формируется? как распределяется? что такое деньги? как формируется зарплата? кто ее выплачивает и откуда имеет эти возможности? Другими словами население страны должно учавствовать в политке и экономике не страйками, забастовками и возмущениями, не требованиями дать что-то из не откуда, а повышением своего культурного уровня, любознательностью, знанием истории, географии, элементарными знаниями законов страны, интересом и жаждой не только к получению прибыли, но и к понятиям "финансовая система страны". Только тогда уровень государства начнет подниматься, потому, что человеку мыслящему (а не только требующему) сложно уже будет навязать глупые агитации и ложные ценности.
Новости в мире