Идет загрузка...

Быстрый поиск

1. Категория
2. Цена
От:
до:
3. Округ (обновить)
Детальный поиск
Назад

Новости Литвы и ЕС

2013-12-17Тему эмиграции в Литве опять поднимают, считая, что многие пользуются страной как трапмлином в ЕС...
В литовских СМИ на неделе была опубликована информация о ситуации с  иммигрантами в Литве...
Статья, на которую мы наткнулись не имела глубокого смсыла и емкого содержания, однако тема прозвучала актуально, и по мимо всего нам показались анекдотичными цифры в приведенной статистике.

Мы не удержались от комментариев, т.к. по форме работы многое можем расскзать в тему...
И это непросто взгляд  со стороны, а  виденье ситуации изнутри, т.к. непосредственно знаем тех людей которые прошли через всю чреду процедуры.

И так, что же было опубликовано в оригинальной статье?

Что бы не быть голословными цитируем дословно с необходимой ссылкой на новость -
"Страдающая от эмиграции Литва не может дождаться качественной иммиграции, хотя потоки приезжающий возросли. Но это не настоящие иммигранты - большая часть, особенно приезжающих из далеких стран, только пользуются Литвой, стремясь получить действующие в Европейском Союзе разрешения и отправиться дальше на Запад. .... " портал DELFI
вторник, 17 декабря 2013 г. 08:53

Далее в достаточно короткой статье было сообщено, что приезжающие из стран третьего мира пользуются фиктивным бизнесом в Литве ...

А вот именно здесь хотим обратить ваше внимание, что мы неоднократно писали, говорили и продолжаем утверждать, что данная тема не будет замята и тем, кто считает, что можно открыть предприятие без деятельности и расходов, без трудоустройства и спокойно себя чувствовать - данная статья со всеми примерами из реальной жизни.

Гинтарас Багужис - начальник Управления миграции Главного комиссариата полиции Вильнюсского округа - поделился такой статистикой:
в 2011 и в 2012 годах разрешение на временное проживание в Литве получили 20 граждан из Нигерии, 23  ( 2011 год) и 26 ( 2012 год) из Пакистана, и соответственно 6, 27 из Ирана. В этом же ( 2013 году) 66 из Нигерии, 87 из Пакистана и 80 из Ирана.

Подобные цифры ничего кроме улыбки не вызывают. Т.к. пару сотен человек мигрантов, пусть даже это только отдельная статистика по дальнему востоку, на примерные 500 тысяч остального населения столицы - это практически ничего. Особенно? еcли сравнивать с уровнем подобных мигрантов в Британии, Франции, Испании...  Странно слышать возмущения по этому поводу, т.к. во первых тот же департамент проверял документы и выдавал разрешения, а значит глупо намекать на некий фиктивный бизнесс... Во вторых даже если открывшееся предприятие функционирует слабо, то стоит учитывать не многочисленность рынка Литвы, кроме малой плотности населения спрос на те или иные товары еще обуславливается конкурентноспособной ценой, которую в Литве не так то просто обеспечить, если уплачиватьт как полагается ВСЕ налоги. По этой причине каждый здравомыслящий предприниматель расширяет свои границы, и при возможности имея предприятие в Литве конечно же пробует предлагать свои товары и услуги другим странам ЕС, и скажите, что в этом такого? Чего ждут от инвесторов? Обеспечения львинной доли гос. бюджета?  - тогда извините, первоочередная задача бизнеса - заработать себе. И вот когда эта возможность будет воплощена в реальность - можно и заплатить налоги. А не наоборот...
Ну и в третьих - мы сами видели лавочки, новые магазинчики и кафе с товарами и услугами дальневосточного происхождения в столице, а это означает, что люди все таки работают, все таки ведут деятельность...

Из ранее опубликованной статьи - "...По словам начальника в литовских законах немало дыр, которые власти не пытаются закрыть, не хватает последовательной иммиграционной политики."

Публиковать такое в средствах массовой информации под конец года сущий бред, т.к. ровно в июле месяце 2013 года к закону о положении иностранных лиц в Литве были внесены поправки. А до этого бурно обсуждался достаточно емкий проект по внесению данных поправок.
Как же при таких обстоятельствах можно говорить, что в Литовских законах не мало дыр... КАКИХ ИМЕННО???

Как опубликовано пояснение на делфи:

"Количество иностранцев, которые приезжают в Литву, чтобы попасть в Шенгенскую зону, постоянно растет. Это показывает и официальная статистика», - сказал он. По его словам, в Литве очень легко и довольно дешево можно получить временный вид на жительство. Например, иностранец может учредить индивидуальное предприятие, закрытое акционерное общество очень быстро, или даже купить готовое - со всеми реквизитами и даже уставным капиталом."

Отрицать, то, что шенгенское пространство привлекает туристов и мигрантов в Литву мы не будем, и даже скажем больше - Литва прекраснейшая страна, но очень не большая, свободными рабочими местами гастрабайтеров обеспечить не в состоянии, своим не хватает, рынок сбыта маленький, достопримечательностей достаточно, но одними ими сыт не будешь... Люди приезжают в Литву, что бы обосноваться для проживания, попробовать новый бизнес, но  и иметь выход и возможности при необходимости расширять рамки собственного бизнеса в соседних странах, или даже элементарно развивать кругозор... Жить в Литве хорошо, но иметь возможность отправиться на выходные или в отпуск в соседнюю европейскую страну без препятствий и дополнительной головомойки с документами - это замечательно. Так же как и то, что имея разрешение на проживание европейского образца очень удобно налажимвать контакты и связи  в бизнесе с другими европейскими странами. Что здесь плохого?

Однако же могу и честно признаться в том, что понять о каком именно волнении идет речь - не сложно. Интернет пестрит пердложениями для иностранцев - оформить внж. Разброс цен кто на что горазд от 600 евро до полутора тысяч за эту услугу. В частности, действительно предлагают открыть просто и быстро юридическое лицо ...

Давайте проанализируем так ли просто и быстро?

Открытие самого предприятия действительно процесс безболезненный. Все, что вам необходимо это выбрать форму, определить структуру, содержание ( или согласиться на предложенный формат), выбрать название, юридический адрес, открыть при необходимости счет в банке, внести при необходимости уставной капитал и зарегистрировать у нотариуса.
Проверка названия в регистре от 1 го до пяти рабочих дней, вопрос юридического адреса от 1го до трех рабочих дней, открытие счета в банке от 1го до пяти рабочих дней, у нотариуса при заблаговременной подготовке все сделаете в течении дня и подадите на регистрацию, минимальный срок которой 3 рабочих дня, а если район другой, то может до 7 рабочих дней затянуться. После регистрации достаточно распечатать выписку из регистра и с нею можно уже далее заниматься организацией дальнейшей деятельности, соответственно и подготовкой документов для миграции.
В среднем, от пяти дней предварительной подготовки и около 3х рабочих дней  занимает сам окончательный процесс до получения выписки. Задержки могут быть связаны с расторопностью банка, октрывающего счет ( иногда , проверка одним днем не заканчивается, т.к. всех иностранных лиц проверяют перед открытием счета, то в одном случае это заниамет пару тройку часов, в другом несколько дней), с работой центра регистров ( человеческий фактор никто не отменял, иногда работник забыл сделать копии ваших документов личности, или не взял каких то данных и вам будут звонить просить подъехать заново или прислать это почтой. Почта не сразу проходит, а подъехать и не всегда есть возможность сразу, таким образом, случайная заминка может несколько испортить ваши великолепные планы со сроками...).
С середины этого года печать предприятия более не является обязательной ( для ведения делопроизводства в ряде стран ЕС и Литве), если она не прописывается в уставе. Однако, далеко не все работники организаций извещены о новом законе (который разрешает по Литве и при взаимодействии с рядом европейских стран документы не заверять печатью предприятия, если она не является обязательным элементом, указанным в учредительных документах), и вы можете столкнуться с тем, что придя в банк молодая работница ( или не осведомленный работник) все еще пошлет вас ... за печатью. Если вы решите ее сделать это еще минимум сутки. За пару часов делать не везде возьмутся, а если и возьтмутся, то будет раза в три дороже. Таким образом, за день-три мало кто может уложиться, а вот за пять - десять вполне уместно решить все вопросы с открытием юридического лица. По этому в целом можно утверждать, что  открытие юридического лица в Литве- процедура не сложная.

Так же как и не сложно собрать документы для мигарционной службы, что бы подать ходатайство о выдаче разрешения на проживание в Литве. Но вот именно здесь и есть та грань, которая может разделить тех, кто намерен заниматься деятельностью, и кто открывает юридическое лицо только для получения ВНЖ.
Как правило, первые это те, кто готовы к реальным расходам и вложениям. Вторые - это искатели халявного соджержания этого юридического лица. Различные попытки открыть малое общество, лиж бы только не вносить уставной капитал, индивидуальное предприятие, что бы не нанимать бухгалтера и прочее.
Те, кто понимают свою, пусть и минимальную, ответственность в данном случае - будут думать, считать все за ранее, и делать все как необходимо. Вторая категория это люди начитавшиеся в интернете статей, в которых Латвия выдает ВНЖ при покупке недвижимости, а Литва при открытии юридического лица... Настойчиво расчитывают, что бы Литва выдала разрешение на проживание сразу после открытия юридического лица, они ведь читали это в интернете. А для некоторых и вовсе нет разницы между Литвой и Латвией, и имея в голове полную кашу они утверждают, что все знают и собираются получить внж именно по такой схеме как они себе это представляют, или как им написали в рекламе, или как они читали в очередной статье....

Только, дорогие наши знатоки, разрешение на проживнаие вам не СМИ выдают и не посредники, елейно обещающие и вопиющие, что это очень простой малозатратный способ... И даже не работники службы миграции. Решение о выдаче разрешений на проживание принимает департамент, а сбор документов контролируют местные миграционные отделения... Так вот давайте обратимся к реальности бытия и разберемся, какие именно документы требует миграция и так ли просто и быстро это для каждого, и такой ли заманчивой лазейкой это является как раздувают в средствах массовой информации????

Будем сравнивать закон и практические требования. Все из реальных жизненных примеров.

Итак, весной по сообщению отдельных работников миграционных служб должны были яко бы поменяться условия статьи 45 закона о положении иностранных лиц в Литве, и нам перечисляли разные варианты, среди которых были версии, что  будет так -  либо ты имеешь минимальную долю в уставном капитале 50 000 литов, либо если нет такого уставного капитала - должен устроить на работу минимум трех литовцев...
В реальности смотрим статью после поправок (осенью официально опубликован русский перевод, по этому цитируем дословно):

"З А К О Н ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 29 апреля 2004 г. № IX-2206 Вильнюс О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ (С изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 28 ноября 2006 г. № Х-924; Законом от 1 февраля 2008 г. № Х-1442; Законом от 22 июля 2009 г. № XI-392; Законом от 8 декабря 2011 г. № XI-1786; Законом от 30 июня 2012 г. № XI-2189; Законом от 30 июня 2012 г. № XI-2190; Законом от 27 июня 2013 г. № XII-436)

...Статья 45. Выдача разрешения на временное проживание иностранному лицу, которое намерено заниматься законной деятельностью

1. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному лицу, которое намерено заниматься законной деятельностью в Литовской Республике, если оно:

1) регистрирует предприятие, учреждение или организацию в Литовской Республике как владелец или совладелец, чья номинальная стоимость имеющейся части капитала предприятия должна составлять не менее 50 тысяч литов, а его нахождение в Литовской Республике является обязательным для достижения целей предприятия, учреждения, организации и осуществления деятельности;

2) является руководителем или полномочным представителем предприятия, учреждения или организации, зарегистрированной в Литовской Республике, если основной целью его прибытия является работа на предприятии, в учреждении или организации;

3) намерено заниматься в Литовской Республике законной деятельностью, для осуществления которой не нужно получение разрешения на работу или разрешения на осуществление определенной деятельности.

2. Иностранному лицу, которое намерено заниматься законной деятельностью в Литовской Республике, разрешение на временное проживание выдается сроком на один год.

3. Иностранное лицо, прекратившее законную деятельность в Литовской Республике, обязано покинуть Литовскую Республику.
......... "

На первый взгляд никаких особых изменений, т.к. условия про 50 000 литов в доле уставного капитала были и в более ранних изменениях.

А вот второй подпункт первой части статьи имеет очень даже двуликое толкование: с одной стороны веьсма весомое основание для иностарнного лица если  оно "является руководителем или полномочным представителем предприятия, учреждения или организации, зарегистрированной в Литовской Республике", а с другой стороны сделан акцент на том, что "если основной целью его прибытия является работа на предприятии, в учреждении или организации". И вот скорее всего именно часть является основанием у работников миграции требовать ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, от подающего документы на основании статьи 45 упомянутого закона.

А теперь давайте разберемся - владелец индивидуального предприятия ( именно индивидуального предприятия II, а не формы индивидуального предпринимательства ) - является руководителем предприятия, но... заключить сам с собою трудовой договор не имеет юридического права. Если у него нет других работников, то по  логике и нет основания прибывать в Литве, т.к. директора он может нанять. А обосновать свою важность для предприятия другими средствами - пожалуйста, если есть куча договоров о сотрудничестве или заказе услуг. Таким образом, все слухи о том, что иностранные владельцы индивидуальных предприятий в Литве могут так же с легкостью претендовать на внж - уже не правда. Такому человеку еще придется доказать рядом реальных фактов, что его присутствие в ЛР обязательно в данном процессе.

Собственники Малых обществ (MB) которые пренебрегли внесением уставного капитала (в связи с ленью, а в большинстве случаемв его отсутствием) тем не менее имеют возможность работать у себя на предприятии. Но вы думаете, что миграция даст возможность вам сидеть на зарплате в 100 литов в месяц??? Да не тут то было. Завернут без лишних объяснений и попросят предоставить договор с условиями как минимум соответствующими требованиям минимальной заработной платы в Литве, т.е. 1000 литам. А это означает, что попытка проехать на 30 евро в месяц - НЕ ВЫЙДЕТ на практике. Либо платите в содру и соц. страхование и дургие выплаты как положено (от 500 до 700 литов), либо вы уже в сомнительном списке отказников.

И практика показывает и доказывает, что не только вышеупомянутые, но и владельцы акций в акционерном обществе ( любого типа) - либо приносят трудовой договор, либо остаются проигнорированными вовсе.  А к тем, кто в своем акционерном обществе, даже при не малом уставном капитале, даже при действующем предприятии, решил по экономить и показать почасовую работу, или четверть ставки - задают ну очень много вопросов и просят писать объяснительные по какой причине, например, директор предприятия получает 250 литов в месяц????  И здесь имеют полное право, т.к. в том же ранее обсуждаемом законе, в

Статье 35. Основания для отказа в выдаче или замене разрешения на проживание иностранного лица


есть такой пункт :

1. В выдаче или замене разрешения на проживание иностранному лицу может быть отказано, если:
....

5) оно не располагает достаточным количеством средств и (или) не получает регулярные доходы, которых достаточно для проживания в Литовской Республике.......

Обратите внимание на и (или)... Здесь как раз оставлено место для возможности требовать работниками миграции показателей полной заработной платы и соответственно уплаты с нее всех необходимых налогов.

Не говоря уже о статье 62. Трудоустройство иностранных лиц

где упомянуто -
....

3. Заработная плата иностранного лица не может быть меньше заработной платы жителя Литовской Республики, выполняющего такую же работу.

И если брать практическую сторону вопроса, то требуют в 8 случаях из 10 предоставлять трудовой договор с показателями нормальной заработной платы ( даже если вы уже предъявили справку из банка о личных сбережениях, даж если ваша доля в уставном капитале сто тысяч евро...)... А если эти показатели по зарплате занижены, то готовьтесь предоставить объяснения в письменном виде.
И вот здесь голословные заявления в прессе о том, что очень легко и довольно дешево можно получить временный вид на жительство, мол достаточно учредить индивидуальное предприятие, закрытое акционерное общество очень быстро, или даже купить готовое - со всеми реквизитами и даже уставным капиталом - не более чем фарс. Т.к. во первых не дешево, а для тех кто располагает ограниченными средствами - не так уж и легко.

По этому, со своей стороны мы можем дать ответ подобным заявлениям:

что даже те, кто по сути представления не имеют чем они будут заниматься в Литве и как это все будет происходить, учреждая предприятие как основную цель для получения разрешения на проживание,  но усердно соблюдают все требования, уплачивают налоги, содержат бухгалтера, пусть даже и в минус ведут свое предприятие - стоит помнить о том, что они в первую очередь оставляют свои деньги в Литве, не важно как они их тратят, куда, на сколько успешен их бизнес или деятельность, но они живут в Литве, тратят свои сбережения или те копейки которые удается заработать на мелком предпринимательстве - они участники общественной  и экономической жизни страны. Они заслуживают уважения т.к. пытаются приспособиться, пытаются открыть новые стороны своей жизни и, к стати, не спешат перебераться кудато дальше... Т.к. Литва для проживания, в принципе, очень комфортная страна.
Так, что любые подобные нарекания по поводу не качественной миграции считаем не уместными. И заявления о дешевизне процесса тоже весьма относительными:

300 евро человек потратит если будет ходить по мукам сам.
от 600 до 1000 евро если обратится к посреднику.
100 евро заплатит государственную пошлину, плюс 30 евро за карточку при положительном решении.
а из ежемесячных расходов будет иметь:
минимум от 40 до 150 евро услуги бухгалтера.
и от 150 до 250 евро налоги по заработной плате и страхованию, елси всетаки миграция потребует эти показатели ( что на практике часто и бывает).
Итого в год 2710 евро если он делает все сам и по минимому и до  6000 евро в год, если он пользуется услугами посредников и помощников и делает все по оптимальным требованиям. И это не считая текущих расходов - транспорт, питание, проживание, коммунальные услуги, канцелярские и другие расходы.
А ведь никаких пособий от страны они не просят. С учетом того, что где то они все таки эти деньги зарабатывают и всетаки тратят их в Литве - жаловаться на " не качественную эмиграцию" как минимум не корректно.

И достаточно не большие изменения в законе "о положении иностранных лиц в Литве" в этом году - подтверждают всетаки, что правительство Литвы данный вопрос пересматривает, но сохраняет трезвость в требованиях.
Миграционные условия в Литве не такие уж простые и дешевые, но вполне реальны и доступные для тех, кто реально этого хочет.

Однако, и  для тех, кто думает, что можно совсем уж халявно проскочить мы еще раз напомним, что за этот год в реальных ситуациях ужесточились требования к документам от работников местных миграционных служб. И это касается не только трудовых договоров, но проверок на реальную деятельность предприятий (Статья 50. Основание для отмены разрешения на временное проживание
1. Разрешение на временное проживание иностранного лица отменяется, если: ...

7) устанавливается что предприятие, учреждение или организация, владельцем или совладельцем которого является иностранное лицо, не осуществляет декларированную деятельность и (или) нахождение иностранного лица в Литовской Республике не является обязательным для осуществления целей и деятельности предприятия, учреждения, организации;

8) прекращается или завершается законная деятельность иностранного лица в Литовской Республике;
.... ).
И даже по словам сотрудников миграционных отделов делают рейды и проверки жилых помещений и адресов регистрации.

И требуют предоставить заключенные договора о сотрудничестве, выписки из банка с показателями оборота и прочее.

Пример- предприятие занимается перевозками, уставной капитал более 150 тыс. евро, на балансе 4 фуры, 4 акционера два из которых литовцы, пять трудоустроенных работников ( с учетом директора иностранца с показателем четверть ставки), балансируют на нуле по бухгалтерским отчетам, и даже с такого предприятия уже на второй срок для продления требуют принести ВСЕ договора о сотрудничестве, распечатки с банковского счета и письменные объяснения почему это директор решил назначить себе такую подозрительно маленькую зарплату.

Так, что предприятие в Литве открыть не сложно. А вот получить разрешение на проживание в Литве на основании этого предприятия - еще нужно потрудиться выполнить все требовония миграционной службы и предоставить даже те документы, которые на прямую не указаны в законодательных актах, доказать свои причины и намерения. И не понятно, к стати, как лучше - когда работник миграции молча примет от вас основные документы, а в последствии так же молча пришлют отказ, или будут звонить и сообщать, что требуется еще что-то... Или же когда вас сразу попросят предъявить кучу дополнительных документов и не будут тревожить в последствии.

К завершению хотелось бы напомнить, что сроки рассмотрения дел не поменялись. Для подающих первый раз так и осталось 6 месяцев. И при этом если возникает необходимость уточнить какие либо данные, этот срок могут продлить еще дополнительно до трех месяцев. Кому повезет, иногда процесс занимает не более 4х месяцев, но в среднем практика показывает, что около шести.

Используемые для публикации материалы:

Закон о положении иностранных лиц в ЛИТВЕ

Департамент миграции Литовской Республики

Поводом для обсуждения данного вопроса в очередной раз послужила статья опубликованная на портале DELFI - "Пользующихся Литвой фиктивных мигрантов - все больше..."
Новости в мире